Артем Vасилич писал(а):
to alex-ms: Уважаемый! Не вводите человека в заблуждение. Это как же можно ухитриться записать M/S ОДНИМ микрофоном?
Два нужно, два! И вот один - на "восьмерку", а другой- на "круг".
Вот именно: не вводите в заблуждение людей в очередной раз - для записи по суммарно-разностной системе ака M/S нужны два
направленных микрофона - и круг не годится по определению.
Классическим считается сочетание двух восьмерок или кардиоида+восьмерка.
Но это именно классика - то есть, запись
одной парой микрофонов
всей панорамы. Ну, например, запись хора или, скажем, камерного оркестра.
В условиях малой студии о таких задачах беспокоиться совершенно нет смысла - а вот сама M/S технология содержит в себе очень большой и совершенно неиспользумый потенциал в области парциальной записи. То есть, потрековой записи отдельных источников (вокала, инструментов) в условиях классической малой (бюджетной) студии.
Подавляющее большинство чебураторов использует один микрофон на источник - и не представляет себе другого варианта. То есть, об альтернативе попросту и не слышало никогда.
При этом, акустическое пространство - акустический объем, планы, стреообразы - формируется искуственно, при помощи верчения ручек на консоли и многочисленных приборах. А после этого начинаются сетования: этот прибор
пластмассовый, та примочка -
дерьмо, ну, и т.п. А вот фирмачи, мол, упакованы самыми дорогими приборами - и потому у них звук такой
фирменный...
Но дело не в приборах - дело в качестве опилок у чебураторов, которые не используют и десятой части того, что позволяет современная бюджетная технология.
Например, запись точечных источников - голоса, акустических инструментов, гитар (комбиков) следует проводить не моно-способом, убивающим всю пространственную ауру, реально существующую у
любого источника звука в
любом помещении, а с максимальным сохранением этой ауры и грамотным использованием ее в формировании акустического пространства записи.
Для этого при первичной записи (трекинге) необходимо использовать не моноуральные (одноканальные), а амбиофонические (многоканальные) способы фиксации акустического поля.
Классическая стереопара, рассматриваемая в учебниках, есть только частный случай амбиофонической (пространственной) записи - а в условиях даже бюджетной студии доступны многоканальные форматы.
Впрочем, прежде, чем браться за многоканалку, следует достойным образом освоить двухканальные методы, доступные при записи практически на любом оборудовании.
Как, например, можно многократно повысить выразительность записи вокала, сделать его объемным и живым, рельефным и выделенным из общего замеса "аранжировки"? Например, используя технологию суммарно-раностной записи - запись производится парой микрофонов. При этом, основной микрофон выбирается совершенно так же, как при привычной моноуральной записи - обычно используется кардиода, и она прекрасно подойдет для продвинутой записи. Расположение - классическое. Этот сигнал пишется в один трек, как есть. Это суммарный канал. А вот на другой трек нужно прихватить ту самую ауру - и как именно ее прихватить, это уже дело вкуса чебуратора. Способов много. Наиболее теоретически простой - поставить чуть сзади сумарнрого микрофона
любой мик с восьмерочной диаграммой, не заботясь даже о сопряжении его по полосе с основным. Дело в том, что нам нужна не формальная стереозапись с идеальным балансом на всей ширине стереобазы - нам нужно лишь
оживить наш вокал, который будет стоять по центру фонограммы, и выполнять свою классическую художественную задачу. Потому уровень разностного сигнала, который следует примешать к основному микрофону, окажется в несколько раз меньше, чем при канонической M/S-записи. И подбираться уровень разностного сигнала следует на слух.
Методика такова - при предварительной балансировке фонограммы разностный канал вообще отключается и вокал строится. как обычно. Только вот эффектов на него вывешивать не надо - это преждевременно. После того, как основной сигнал сбалансирован, следует вводить разностный. Напомню, что разностный сигнал примешивается к основному в M/S матрице, на выходе которой получается уже классическая X/Y стереопара, которая и входит в состав общего микса. Эта техническая часить описана в учебниках - к ним я и отсылаю, посколькук в данном случае речь идет о художественной компоненте проекта.
Итак, при формировании точечного источника вместо плоского, утопленного в общую звуковую кашу его звучания, мы получаем возможность плавно и в очень широких пределах устанавливать "глубину залегания", манипулируя уровнем разностной компоненты от нуля до примерно 5...15% от основного (суммарного) канала . Субъективно удается выдвинуть вокал вперед, что называется, перед мордой, сохранив его скульптурную рельефность и потрясающую живость.
Вся это аура находится в отражениях, приходящих в точку записи с
разных направлений - и потому ее можно схватить только отдельным микрофоном, отличающимся от главного ориентацией в пространстве. А вот точного и строгого соответствия классической формуле M/S-записи "кардиоида+восьмерка" тут вовсе и не надо, как не нужно строго соответствия по полосе частот. Боле того - наилучшего эффекта удается добиться, эквализируя разностный канал совершенно иным образом, чем основной! Естественно, это надо делать
до M/S-матрицы. очень часто приходится обрезными фильтрами срезать все верха и низы, оставляя только серединку, в которой живут отражения.
Еще одна фишка: восьмерка не обязательна! Когда я продумывадл эту технологию, под рукой восьмерки не было. И я, без особых сомнений, воспользовался валявшимся без дела МКЭ-2, который после некоторыхэкспериментов направил ввверх-в сторону, отлавливая отражения из угла комнаты. Но вот матрицировал я его M/s-матричей, которая превращала перекошенный в пространстве поток отражений в совершенно симметричный. Результат формально отличался от восьмерочного - но по художественному смыслу был тенм же: вокал отрывался от остальной фанеры, приобретал нужную роельефность и выразительность. При этом, "стереоширины" в нем на слух уловить практически невозможно - он оставался ровно таким, какой нужен для центрального вокала.
Потому вместо доргого восьмерочника для прихвата пространественной ауры я сделал системку из двух 15-рублевых электретных капсюлей. Опасаться за ухудшение качества фонограммы не приходится, поскольку этот сигнал подается в микс ослабленным в пять-десять раз...
И еще - в силу фактуры получившегося сигнала, для него нужно намного меньше ревера. чем обычно. Опять же - можно обрабатывать суммарный и разностный сигнал по разному, активно управляя аурой вокала в фонограмме...
В этой технологии есть еще множество вкусных нюансов - об этом я планирую написать статью, да все руки никак не доходят...
Цитата:
219 и 220 это как говорят в Одессе "две большие разницы" 220-й является "продолжением" 319-го. И на мой взгляд, они оба лучше 219-го.
Не подставляйтесь, в очередной раз - 319 ровно на том же капсюле, что и 219. Только хужей - вследствие влияния корпуса.
220-й - в той же мере продолжение 319-го, как и 219-го - только содержит два капсюля. включенные по суммарно-разностному принципу для формиирования восьмерки.
При этом, разброс параметров капсюлей приводит к непредсказумому звучанию - при всем уважении к фирме, с которой у меня давние дружеские отношения, я вынужден прямо сказать, что 220-й одна из неудачных моделей, поскольку не выдает и половины того, что должен выдавать нормальный восьмерочник.
Тут уж ни убавить, ни прибавить...
А насчет того, что вам 319-й нравится больше - ну, так это ваше личное дело
Нет объективных оснований считать его лучшим по звуку.
Впрочем, разница настолько невелика, что оба типа следует объединить в один и рассуждать о применении 219/319, не разделяя их.
Цитата:
Хотя, не устаю повторять, у 220-го звучание попроосту "теплее", чем у 319-го.
Нет оснований для проявления особой "теплоты" - он, как и положено двунаправленному микрофону, по иному обходится с пространством.
Давайте будем грамотно отделять мух от котлет...
Что касается покупки стереопары - то считаю это в рамках бюджетной студии не лучшим способом тратить финансовые ресурсы. Стереопара из одинаковых микрофонов нужна для записей по системе X/Y или же A/B. А такие записи уместны только для определенных источников, которые редко встречаются в практике бюджетных студий. Да и помещения малых студий для такой записи приспособлены плохо.
Первое, для чего имеет смысл использовать стереопару - это оверхед при записи барабанов. Но для этой записи луше использовать более нейтральный по окраске инструментальник МК-012. Да и вообще - стереопара из инструментальноков куда практичней, чем стереопара из из
больших (вокальных) микрофонов.
Если есть финансы - лучше взять разнотипные: МК-219 (319) + МК-220.
Это гораздо практичней по всем статьям...