Форум о микрофонах Октава
Текущее время: 29 апр 2024, 02:02

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 34 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О стереопаре
СообщениеДобавлено: 02 дек 2009, 17:29 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
16 июл 2009, 20:29
Сообщения: 121
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возник вопрос: вот есть такая штука-стереопланка (для установки 2 микрофонов) нужна ли она, если при ее длине(а она не особо длинная) особо не поиграешь со звуком, и проще трэк продублировать и эффекты крутить. Почитал литературу о записи с использованием стереопары, много вариантов расстановки микрофонов и выбора расстояния между ними. Но планка то позволяет ставить микрофоны только в одной плоскости. Подскажите, как можно использовать эту железяку (мож ей пиго проще открывать?) или купить вторую стойку и ставить микрофоны как все нормальные люди? :D


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О стереопаре
СообщениеДобавлено: 02 дек 2009, 19:29 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2006, 21:35
Сообщения: 2976
Откуда: Украина, Харьков
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 178 раз.
Kharin писал(а):
Возник вопрос: вот есть такая штука-стереопланка (для установки 2 микрофонов) нужна ли она, если при ее длине(а она не особо длинная) особо не поиграешь со звуком, и проще трэк продублировать и эффекты крутить. Почитал литературу о записи с использованием стереопары, много вариантов расстановки микрофонов и выбора расстояния между ними. Но планка то позволяет ставить микрофоны только в одной плоскости. Подскажите, как можно использовать эту железяку (мож ей пиго проще открывать?) или купить вторую стойку и ставить микрофоны как все нормальные люди? :D

Есть разные способы записи стерео-сигнала. Основных три: AB, XY, MS. Планка позволяет записывать по системе XY или MS, используя для этого только ОДНУ микрофонную стойку. Просто для удобства.

_________________
This is Derezay station, if you need to get out - get out!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 дек 2009, 21:19 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
09 май 2008, 16:30
Сообщения: 112
Откуда: Черкассы
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Кстати, не подскажете, друзья, где про эти самые системы записи стереосигнала подробно почитать? Слышать про них - слышал, но в общих чертах. А тут вдруг придется акустику писать... 8)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 дек 2009, 23:50 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
16 июл 2009, 20:29
Сообщения: 121
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Артем Vасилич, вот про стойку понятно, но ведь не в том ли смысл стереопары, чтоб микрофоны друг от друга подальше ставить? Вот пишут расстояние между микрофонами это расстояние между источником звука и первым микрофоном умноженое на 3, за счет этого и получается эффект стерео, который некоторые призывают путем дублирования дорожки и расстановкой разной задержки на них задержки на них. Вот не поиму, запишу я в стереопару на стереопланке гитару, и ничем не будет звук на одной дорожке отличаться от другого.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 дек 2009, 00:10 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
27 ноя 2007, 00:21
Сообщения: 1105
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 45 раз.
Мои микрофоны:  
МЛ-16, МЛ-17, МЛ-19, МЛ-20, МЛ-51, МЛ-52.
А что, в инете совсем ничего нет?
Так, бегло по памяти (не всё моё, кое-что украдено не помню где, впрочем это всё секрет Полишинеля) :

Существуют 3 наиболее распространённые системы стереозаписи: AB, XY и MS (от немецкого Mitte-Seite, Центр-Сторона). Вообще говоря, стерео-запись состоит из сигналов от двух каналов. Как AB, так и XY записывают сигналы левого и правого каналов, а центральный моно-сигнал может быть получен в результате сложения обоих каналов. Система MS записывает действительно центральный (суммарный) моно-сигнал, а также разностный сигнал. Сигналы же левого и правого каналов получаются путём декодирования (сложения и вычитания) суммарного и разностного сигналов.

Микрофоны для системы AB

При AB-записи обычно используют два одинаковых ненаправленных микрофона, однако можно использовать и любые другие направленности. Микрофоны при этом разносят на некоторое расстояние от положения, где находился бы моно-микрофон (левый — влево, а правый — вправо) и направляют так же, как был бы направлен моно-микрофон. Расстояние между микрофонами существенно влияет на стерео-картину вообще и на её ширину в частности. AB-запись часто применяют для записи оркестровой группы (например, струнной) или небольшой группы вокалистов. Также эта система пригодна для записи рояля или акустической гитары. Эта система не столь подходит для записи всего оркестра, а также для микширования в моно, так как есть риск получить негативные последствия от интерференции при сложении каналов.

Микрофоны для системы XY

При XY-записи обычно используют два одинаковых однонаправленных микрофона. Их располагают в той точке, где находился бы моно-микрофон и направляют под углом 45...60 градусов от направления, куда был бы направлен моно-микрофон (тоже левый — влево, а правый — вправо). Угол между микрофонами при XY-записи влияет на стереокартину примерно так же, как влияет расстояние между микрофонами при AB-записи. XY-запись более сбалансирована по каналам. Её часто применяют для записи ударных. Эта система также применима для больших ансамблей и многих индивидуальных инструментов. Обычно XY-запись имеет более узкую стерео-картину, нежели AB, так что может ощущаться недостаток ширины стерео-образа. Однако XY-запись легко смикшировать в моно.

Микрофоны для системы MS

При MS-записи существенно то, что используют два совершенно разных по направленности микрофона: для записи М-канала используют обычный моно-микрофон, располагая его как при обычной моно-записи (это может микрофон с любой диаграммой направленности, хотя наиболее часто применяют однонаправленный), а для записи S-канала используют только двунаправленный микрофон или пару встречно включённых и расположенных однонаправленных микрофонов. Микрофон(ы) S-канала располагают в той точке, где и моно-микрофон, а направляют перпендикулярно акустической оси моно-микрофона. MS-запись идеальна, если необходима моно-совместимость. Ещё одним преимуществом (особенно перед XY-записью) является то, что центральный (М) микрофон направлен прямо на источник звука. Это означает, что некоторые флуктуации АЧХ при отклонении источника звука от акустической оси микрофона будут проблематичны гораздо менее при записи по системе MS, нежели по XY. Более того, при отклонении источника звука от центра на угол до 45 градусов некоторое ухудшение АЧХ даже полезно, поскольку сформирует несколько более тусклый звук по краям сцены и более точный и яркий — в середине её. Для прослушивания MS-запись необходимо предварительно декодировать. Сделать это возможно электрически и акустически, а при цифровой записи — ещё и программно. На ширину стерео-картины при MS-записи влияют только параметры декодирования. В действительности MS-записи окружают нас в УКВ(FM)-эфире, в MP3-плейерах, а также в уходящей в прошлое грамзаписи. Во всех этих случаях носитель рассчитан на качественную передачу M-канала и чуть менее качественную передачу S-канала, однако ничто и никто не мешает использовать для MS-записи двухканальную систему с одинаковыми каналами. Тем не менее следует ещё раз подчеркнуть то преимущество системы MS, что для неё не требуется идентичность каналов, как это необходимо при записях по системам AB и XY.

_________________
Всего доброго.
Евгений.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 дек 2009, 14:39 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2006, 21:35
Сообщения: 2976
Откуда: Украина, Харьков
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 178 раз.
Kharin писал(а):
Артем Vасилич, вот про стойку понятно, но ведь не в том ли смысл стереопары, чтоб микрофоны друг от друга подальше ставить? Вот пишут расстояние между микрофонами это расстояние между источником звука и первым микрофоном умноженое на 3, за счет этого и получается эффект стерео, который некоторые призывают путем дублирования дорожки и расстановкой разной задержки на них задержки на них. Вот не поиму, запишу я в стереопару на стереопланке гитару, и ничем не будет звук на одной дорожке отличаться от другого.

Вот я выше-то предложил ведь Вам почитать ликбез, верно? Только деликатно. Вы, похоже, не поняли деликатности. Предлагаю уже понятнее: УЧИТЕ ТЕОРИЮ! Лекции по основам звукозаписи на данном форуме не читают. Хотя, вот уважаемый Модератор не поленился и вкратце обрисовал.

_________________
This is Derezay station, if you need to get out - get out!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 дек 2009, 14:42 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
22 фев 2009, 11:34
Сообщения: 339
Откуда: Москва
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Мои микрофоны: МК-102, МК-519, МКЭ-204, МК-012, МД-205, МЛ-19, МЛ-51, Neumann U67, KM184
Ну по поводу XY - угол разворота капсюлей там чуток другой. От 90 до 135.

По поводу AB, добавлю что существует очень много вариаций этой системы различающихся по расстояниям между микрофонами и направленностями этих микрофонов. Изначально немецкий стандарт был таков: ненаправленные микрофоны и расстояние между ними 20 - 30 см.
В англии AB ставят разнесенными на 50- 70 см.
Американский современная школа звукозаписи считает что микрофоны в этой системе должны быть разнесены как минимум на 90 см а как максимум 3 метра, т.к. если разносить еще шире то дырка в центре стереобазы начинает приобретать пугающие размеры. Для исправления этого недостатка было придумано использовать дополнительный центральный микрофон (иногда вместо него ставят стереосистему ORTF или XY). Закон три к одному был придуман там же (расстояние от микрофонов до объекта должно быть в 3 раза короче чем расстояние между микрофонами.

Кстати применяются такие стереосистемы как раз для снятия оркестра в целом, причем как в качестве главных микрофонов так и в качестве дальних. Вот пример того как используют AB (и не только), для записи оркестра на студии Abbey Road.
http://www.wikirecording.org/Abbey_Road ... stra_Setup

Среди многочисленных вариаций можно выделить любопытный гибрид систем AB и Blumline (про Blumline ниже).
Изобрел его инженер Тони Фолкнерс в 1980 году, позиционируя свое изобретение для записи оркестра.
Суть заключается в использовании восьмерочной направленности обоих микрофонов разнесенных на расстояние в 20 см (а не расположенных в одной точке под углом 90 градусов как у Блюмлайна).

Кому интересно подробнее здесь:
http://www.sengpielaudio.com/TonyFaulkn ... rray01.pdf
http://www.sengpielaudio.com/TonyFaulkn ... rray02.pdf
http://www.sengpielaudio.com/TonyFaulkn ... rray03.pdf
http://www.sengpielaudio.com/TonyFaulkn ... rray04.pdf

стереосистема Алана Блюмлайна (1931 год).
два микрофона восьмерочной направленности располагаются в одной точке под углом 90 градусов. Хорошая передача пространства вокруг и неплохая оносовместимость.

чуть подробнее тут:
http://en.wikipedia.org/wiki/Blumlein_Pair
А для тех кто хочет глянуть фотки и послушать как это звучит на ленточных микрофонах - сюда:
http://www.rickshawrecords.com/ribbonmic/stereo/

NOS - Голландская система.
Представляет собой 2 микрофона кардиоидной направленности, с углом разворота в 90 градусов и расстоянием между капсюлями в 30 см.
подробнее:
http://en.wikipedia.org/wiki/NOS_stereo_technique


Далее ORTF - французская система. вариация на тему NOS.

Представляет собой 2 микрофона кардиоидной направленности, с углом разворота в 110 градусов и расстоянием между капсюлями в 17 см.
http://en.wikipedia.org/wiki/ORTF_stereo_technique

это не исчерпывающий список есть еще Decca Tree придуманная в 50-е исключительно для записи оркестров.
http://www.wikirecording.org/Decca_Tree

есть еще куча современных вариаций на эти стереосистемы и на описание всех их уйдет объем неплохой книжки.


Возвращаясь к XY, хочу добавить что сформировать нормальный правильный XY на стандартной стойке практически невозможно. Ну почти правильный можно составить на МК-012. А как быть с МК-102?
С ними получается только система NOS и AB. Капсюли мешают друг-другу. А в случае построения ORTF - мешают ножки.

Кстати а как вы построите XY на той же планке используя МК-319?
(зато ORTF и NOS зато очень просто делается).

Ну вот а пока я загрузил вас вопросами (на которые конечно знаю ответы :lol: ), вот вам всем на сладкое онлайн-скрипт позволяющий виртуально рулить любыми стереосистемами и видеть как это влияет на ширину стереобазы, захватываемую область микрофонами и пр.

Наслаждайтесь!
http://www.sengpielaudio.com/Visualization-Blumlein.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 дек 2009, 14:55 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2006, 21:35
Сообщения: 2976
Откуда: Украина, Харьков
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 178 раз.
Telecaster писал(а):

Кстати а как вы построите XY на той же планке используя МК-319?
(зато ORTF и NOS зато очень просто делается).


Чего это капсюли мешают друг другу? На пауках что ли? Так можно без пауков подвесить.
Изначальная отправная идея XY ведь в чем состояла? Смоделировать некую условную человеческую голову, на которой слева и справа, как известно из анатомии, располагаются уши. Среднестатистический размер головы между ушами 19 см. Именно отсюда произошла та самая "база" для XY: ее же мы моделируем на планке. Располагаем микрофоны соответствующим образом (описанным выше) - и получаем как бы то же самое, что услышали бы сами, находясь перед оркестром (или инструментом). Кстати, я так и не понял, почему это буржуйская википедия обозвала классический вариант XY каким-то там ORTF (наверное, для чьих-то авторских прав)
В видеокамерах (а также рекордерах) для компактности пренебрегают и этим расстоянием, ставя микрофоны совсем рядом, а иногда и разворачивая крест-накрест вовнутрь, почти как у Блюмлайна (то есть, имеем как бы отрицательную базу). Если позволяет цифровой алгоритм обработки, отсутствие базы компенсируют внесением соответствующей микрозадержки в один из каналов. Иногда используют и MS.

_________________
This is Derezay station, if you need to get out - get out!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 дек 2009, 16:24 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
22 фев 2009, 11:34
Сообщения: 339
Откуда: Москва
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Мои микрофоны: МК-102, МК-519, МКЭ-204, МК-012, МД-205, МЛ-19, МЛ-51, Neumann U67, KM184
Цитата:
Среднестатистический размер головы между ушами 19 см. Именно отсюда произошла та самая "база" для XY: ее же мы моделируем на планке. Располагаем микрофоны соответствующим образом (описанным выше) - и получаем как бы то же самое, что услышали бы сами, находясь перед оркестром (или инструментом). Кстати, я так и не понял, почему это буржуйская википедия обозвала классический вариант XY каким-то там ORTF (наверное, для чьих-то авторских прав)

Вот именно потому что вы описываете не XY а ORTF. XY - стереосистема основанная на двух кардиоидах совмещенных в одной точке (в идеале) с углом разворота от 90 до 120 градусов. Эта система относится к совмещенным а ORTF - К разнесенным. Принципиальная разница. Почитайте на русском и повнимательнее:
http://www.install-pro.ru/archive/034/50.shtml

http://audioproducer.625-net.ru/files/6 ... 01ed27c988


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 дек 2009, 16:38 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
22 фев 2009, 11:34
Сообщения: 339
Откуда: Москва
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Мои микрофоны: МК-102, МК-519, МКЭ-204, МК-012, МД-205, МЛ-19, МЛ-51, Neumann U67, KM184
Цитата:
В видеокамерах (а также рекордерах) для компактности пренебрегают и этим расстоянием, ставя микрофоны совсем рядом, а иногда и разворачивая крест-накрест вовнутрь, почти как у Блюмлайна (то есть, имеем как бы отрицательную базу). Если позволяет цифровой алгоритм обработки, отсутствие базы компенсируют внесением соответствующей микрозадержки в один из каналов. Иногда используют и MS.

1. В видеокамерах и рекордерах для компактности капсюли как раз разносят чуть чуть а не ставят один над другим как положено что ухудшает моносовместимость. а разносить там их и не надо. (посмотрите на ZOOM H4 и H4n - вот у H4 пример плохого XY а у H4n - хорошего)

2. разворачивают их крестом но не вовнутрь а как раз наоборот (и получается как раз нормальный XY).

3. отсутствие базы это вообще как? и как интересно это компенсируется?

4. никаких микрозадержек там не делается - это просто бред.

5. Блюмлайн изобрел свою систему основываясь на XY.

6. c MS согласен.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 дек 2009, 17:11 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
16 июл 2009, 20:29
Сообщения: 121
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Артем Vасилич, я не звукорежиссер, и многого не знаю, у меня задача на данный момент правильно микрофоны расставить, что до теории, то " Смоделировать некую условную человеческую голову, на которой слева и справа, как известно из анатомии, располагаются уши" понятнее некуда :D Дальше больше :D


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 дек 2009, 17:23 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
22 фев 2009, 11:34
Сообщения: 339
Откуда: Москва
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Мои микрофоны: МК-102, МК-519, МКЭ-204, МК-012, МД-205, МЛ-19, МЛ-51, Neumann U67, KM184
Kharin
Уважаемый, вы лучше скажите что вы писать хотите и самое главное какого результата хотите добиться ? не в смысле хорошего\плохого а например рояль в стерео или рояль чтобы получился реально старый.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 дек 2009, 18:13 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
16 июл 2009, 20:29
Сообщения: 121
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Telecaster
Я хочу писать акустическую гитару(неилон), г. гармошку, голос, перкуссию. Хочется добиться более пространственного звучания на ак. ритме. Пробовал гитару снимать одним микрофоном, писал 1 партию 2 раза, затем стереопарой, так вот второй вариант получается на мой взгляд хуже, видимо из за того, что играя с одним микрофоном образуется задержка(из за того, что не возможно одинаково сыграть 2 раза подряд) Микрофоны 105-е Октавы


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 дек 2009, 18:46 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
15 окт 2008, 18:57
Сообщения: 560
Откуда: Тула
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Помоему бредовая реализация идеи.

За 2 дня можно осилить D.Gibson - The Art Of Mix. И ещё за неделю притереть.
Известный пример реализации 3D программно Front 242 (1993 - 05-22-09-12 Off).

И нейлонку и перкуссию ябы точно НЕстал писать в 105. Хотя, хозяин - барин...
Да и дабл-трэкинг исползуеца для других целей...


Последний раз редактировалось alien 03 дек 2009, 18:49, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 дек 2009, 18:48 
Мастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
22 фев 2009, 11:34
Сообщения: 339
Откуда: Москва
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Мои микрофоны: МК-102, МК-519, МКЭ-204, МК-012, МД-205, МЛ-19, МЛ-51, Neumann U67, KM184
Kharin
Запись стереопарой вам пространственности не добавит (если мы говорим именно об этом), если самого этого пространства нету (имеется в виду комната или зал с необходимой акустикой. Слово "необходимой" тут не как синоним "специально подготовленной", а именно той которая вам нравится).
Если зал есть - ставьте один микрофон на гитару, другой (или стереопару) в нескольких метрах в глубине зала, для снятия отзвука помещения (есть вариант отвернуть микрофон в сторону задней стены зала чтобы было больше диффузного поля и меньше прямого звука от гитары).
Потом закидываете в редактор, изменяя громкость дорожки с прямым звуком гитары и дорожки зала вы будете изменять степень приближения\отдаления слушателя от гитары.

Если нету зала - искуственная реверберация вам в помощь.

То что вы записали - называется даблтрек. пространства (в его прямом понимании) не добавляет зато добавляет плотности а заодно и то что сейчас принято называть "хорус".

Насчет перкуссии - этим микрофоном вполне можно писать перкуссию. только не надо трясти шейкером или тамбурином прямо перед микрофоном - делайте это на расстоянии 50-100 см. приближая или удаляя от микрофона во время игры шейкер или тамбурин мы меняем тембральные, громкостные и пространственные характеристики что можно использовать как эффект. Еще интереснее это звучит при записи стереопарой - добавиться пространственная локализация.
Но обычно пишут одним микрофоном.

Губная гармошка - в этот микрофон писать не пробовал. а вообще существует 2 технологии.
1. Классическая - в 30-50 см. от гармониста располагается микрофон.
2. - не менее классическая но блюзовая - берется динамический микрофон ( например идеально подходящий для этого SHURE 520DX),
подключаете в комбоусилитель и его снимаете уже конденсаторником.
На выходе получаете то что нужно.

Голос - смотря что поете конечно. Пробуйте с небольших расстояний но помните - Октавы не держат очень высокого звукового давления и могут перегрузиться. Не следует также располагать мембрану микрофона точно напротив рта - задувать будете микрофон 100%. ставьте немного ниже или выше.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 34 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 Rambler's Top100
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB